Тонкости налогообложения контролируемой иностранной компании не ведущей деятельность
Наш клиент является собственником компании, зарегистрированной на Маврикии. Однако данная организация никакой деятельности не ведёт и фактически является брошенной. Клиенту требовалось узнать возможности легализации данной КИК и связанные с этим риски.
Прибыль КИК, определенная по данным ее финансовой отчетности или по правилам гл. 25 НК РФ, приравнивается к доходу физических лиц, признаваемых контролирующим лицом этой КИК, и учитывается при определении им налоговой базы по НДФЛ с учетом особенностей.
Так, контролируемой иностранной компанией признается иностранная организация, удовлетворяющая одновременно двум условиям (п. 1 ст. 25.13 НК РФ):
1) организация не признается налоговым резидентом РФ;
2) контролирующим лицом организации являются организация и (или) физическое лицо, признаваемые налоговыми резидентами РФ. Налоговыми резидентами РФ признаются, в частности, иностранные организации, местом управления которыми является РФ, если иное не предусмотрено международным договором РФ по вопросам налогообложения (ст. 246.2 НК РФ).
Пунктом 2 ст. 246.2 НК РФ установлены критерии, по которым определяется место управления иностранной организацией, к которым относится, в частности, руководство текущей деятельностью организации с территории РФ. Согласно представленной информации, компания на Маврикии не осуществляет никакой деятельности, то есть в отношении нее не осуществляется руководство. По нашему мнению, такая компания не может быть признана налоговым резидентом РФ.
В свою очередь контролирующим лицом иностранной организации признаются (п. 3 ст. 25.13 НК РФ):
1) физическое или юридическое лицо, доля участия которого в этой организации составляет более 25%;
2) физическое или юридическое лицо, доля участия которого в этой организации (для физлиц — совместно с супругами и несовершеннолетними детьми) составляет более 10%, если доля участия всех лиц, признаваемых налоговыми резидентами РФ, в этой организации (для физлиц — совместно с супругами и несовершеннолетними детьми) составляет более 50%.
В данном случае, при условии, что доля участия в иностранной компании составляет более 25 %, такая компания признается контролируемой иностранной компанией (КИК).
Контролирующее лицо учитывает прибыль КИК, определяемую начиная с периодов, начинающихся в 2015 году (п. 2 ст. 4 Закона N 376-ФЗ). То есть прибыль КИК, нераспределенная до 1 января 2015 года, не учитывается при определении налоговой базы у контролирующего лица (письмо Минфина РФ от 25.05.2015 N 03-08-05/29888).
При этом обязанность по учету прибыли КИК возникает при превышении установленных пороговых значений. Так, прибыль КИК не учитывается налогоплательщиком — контролирующим лицом за налоговый период, если прибыль КИК за этот налоговый период составила менее:
— 50 миллионов рублей — для 2015 года;
— 30 миллионов рублей — для 2016 года;
— 10 миллионов рублей — для периодов, начиная с 2017 года (п. 7 ст. 25.15 НК РФ, ч. 2 ст. 3 Закона N 376-ФЗ).
Поскольку компания на Маврикии не ведет никакой деятельности, у нее отсутствуют доходы в виде прибыли КИК, подлежащие налогообложению НДФЛ.
Вместе с тем на контролирующее лицо возложены обязанности по представлению в налоговый орган двух видов уведомлений (п. 1 ст. 25.14 НК РФ):
1. О своем участии в иностранных организациях; (представляется в срок не позднее трех месяцев с даты возникновения (изменения доли) участия в такой иностранной организации);
2. О контролируемых иностранных компаниях, контролирующими лицами которых они являются (представляется в срок не позднее 20 марта года, следующего за налоговым периодом, в котором контролирующим лицом признается доход в виде прибыли контролируемой иностранной компании в соответствии с гл. 23 НК РФ).
При этом, по мнению Минфина РФ, обязанность по представлению уведомления о КИК возникает вне зависимости от размера дохода такой КИК (письмо Минфина РФ от 21 марта 2017 г. N 03-12-11/2/16199). В Решении АС г. Москвы от 21.12.17 по делу № А40-178867/17 суд также указал, что что обязанность контролирующего лица по подаче уведомления о КИК направлена на информирование налоговых органов с целью исполнения ими контрольных функций. Такая обязанность не обусловлена возникновением какого-либо финансового результата у КИК.
Таким образом, у нашего клиента сохраняется обязанность по представлению соответствующего уведомления даже в том случае, когда КИК не ведет никакой деятельности и у нее отсутствуют доходы.
Непредставление в срок уведомлений об участии в иностранной организации влечет наложение штрафа в размере 50 тыс. руб., за непредставление уведомления о КИК штраф составит 100 тыс. руб.
Однако клиент может избежать штрафа в случае, если такие уведомления будут представлены вместе со специальной декларацией в рамках Закона № 140-ФЗ.
Кроме того, существует срок давности привлечения к налоговой ответственности, он составляет три года.